Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
23.09.2024
Консультация
"Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Проблема
педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и
методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу
понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Проблема
педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и
методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу
понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она
признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,
во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих,
руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний
детей.
«Диагностика»
(греч.) - «познание, определение». Педагогическая диагностика - это механизм,
позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.
Главная цель
диагностического обследования – получить не столько качественно новые
результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях
изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Основная
задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях
развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации
для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в
школе.
Очень часто
родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование
дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика
необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка
оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое
обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада
стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя
диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные
результаты.
Признаки
диагностического обследования:
- Наличие целей педагогического
обследования
- Систематичность и повторяемость
- Использование методик
специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиям
- Доступность процедур для их
проведения
Принципы
диагностического обследования
- принцип
последовательности и преемственности диагностики – проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов
диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в
поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
- принцип
доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность
становится главным условием получения необходимой информации (тесты с
картинками)
- принцип
прогностичности Последний принцип проявляется в ориентации диагностической
деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития»
дошкольников.
Понятие
«зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не
столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться,
а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане
овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при
поддержке взрослого.
Существует
большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных
методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень
развития детей, в условиях ДОУ используются:
-
наблюдение- изучения продуктов деятельности детей- несложные эксперименты, -беседы
Однако при
наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому,
чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных
выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к
анализу результатов.
Наблюдение
за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на
прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения
диагностического обследования важно поддерживать доверительную,
доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными
действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще
говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё
замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не
должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.
Обязательным
условием успешного проведения педагогической диагностики является переход с
позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно
влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы
основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент,
воспитать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные
об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
Очень важно
при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического
диагностирования.
Обследование
дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее
работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при проведении
диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый, это
может быть психолог или воспитатель. Родители присутствуют при обследовании
дошкольников. Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать. Нельзя
выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка. Не обсуждают результаты
обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно
в той или иной форме сообщают о результатах обследования. Совместно с
родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком.
Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают
как необходимую и важную помощь ребенку.
Поскольку
дошкольники уже на достаточном уровне овладели
речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в
ходе которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников
проводится как вербальным, так и невербальным методами. Так если психолог
проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет
наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и
фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса
(безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование проводится обязательно в
игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать,
лучше отложить диагностику. Наблюдения дают ценный материал для правильной
оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и
мотивационной сфер. При интерпретации результатов диагностики необходимо
выслушать мнение и пояснение родителей.
Следует
отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных
группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных
результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют
образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют
индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют
усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы
скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам
программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом –
сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и
интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования
образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического
обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.09.2024
Дата обновления: 23.09.2024
Дата публикации: 23.09.2024